Информационное взаимодействие между библиотекой и читателем.

Информационное взаимодействие между библиотекой и читателем.


Все мы уже давно живем в двух пространствах - реальном и виртуальном. Они постоянно пересекаются, влияют на нас и друг на друга. Этот процесс затронул и библиотеки. В профессиональном сообществе много говорится о том, что им необходимо работать не только в пределах своего города или района, но и во Всемирной сети. Пространство Интернета велико, мы ограничимся лишь небольшой его частью - социальными сетями. Попробуем понять, как именно в них может быть представлена библиотека.
Веб 2.0 (Web 2.0) – название современной концепции развития Интернет, принципиальным отличием которой является возможность создавать содержимое Интернета любому пользователю. Веб 2.0 позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями (на основе веб-приложений социальных сервисов).
Социальные сервисы – современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:
ü персональные действия участников: записи мыслей; заметки и аннотирование чужих текстов, размещение медийных файлов,
ü коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум).
Сегодня новый контент (контент - содержание, наполнение) создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы. При этом общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью.
Сегодня развитие библиотеки все больше связывают с концепцией «Библиотеки 2.0», которая подразумевает, в том числе, новые методы и принципы взаимодействия с читателем в цифровую эпоху. Одним из самых популярных и востребованных средств коммуникации являются социальные сети. Для многих библиотекарей непонятно, что такое социальная сеть, даже если они уже зарегистрировались на "Одноклассниках".
Что же привлекает массы пользователей в социальные сети? Какие возможности получают их участники?
Общение в социальных сетях стало привычкой для многих людей. Они ежедневно просматривают свою страницу. Социальные сети помогают найти старых знакомых, организовывать встречи, обмениваться сообщениями и музыкальными файлами, знакомиться и даже находить работу.
Последние исследования доказывают популярность социальных сетей. Самым "прикольным и крутым" ресурсом россияне считают сервис микроблогов Twitter, самыми простыми в использовании — "Одноклассники" и "Мой мир".
Поэтому библиотекам нужно обратить внимание на то, как задействовать социальные сети. Сегодня многие организации занимаются своим продвижением в сетях. По исследованию специалистов Harvard Business Review Analytic Services, посвященному активности бизнеса в США, в частности, выяснилось, что около двух третей из опрошенных организаций в той или иной форме либо уже ведут активность в социальных сетях, либо планируют начать ее в ближайшее время.
 Социальную сеть применительно к библиотечному делу можно рассматривать в двух аспектах:
ü как пространство для традиционных библиотечных услуг;
ü как инструмент для создания новых форм взаимодействия с пользователями.
Для примера сравним реализацию библиотечного обслуживания на сайте библиотеки, в социальной сети и библиотечном блоге. Если говорить о традиционной работе, то библиотека предоставляет пользователю документы, библиографическую, фактографическую и ориентирующую информацию. Пользователь же даёт библиотеке информацию о себе и своих потребностях. То же самое происходит и в электронном пространстве, но в разных его «сегментах» по-разному.

Библиотечный сайт рассчитан на абстрактного, почти анонимного пользователя, которому в любой момент может понадобиться любая информация - от хронологического охвата карточного каталога до номера телефона читального зала. Сайт многомерен, так как он содержит большой объём сведений: коллекции оцифрованных документов, электронные каталоги, виртуальные выставки, новости, контактную информацию, фото, иногда и видеоматериалы. Обратная связь и связь между пользователями на сайте минимальны и ограничиваются электронным справочным обслуживанием, возможностью отправить письмо с отзывом или предложением, реже - гостевой книгой, форумом.
Библиотечный блог часто персонализирован, сообщение в нём нередко бывает результатом наблюдений и размышлений автора. Из сведений, связанных с работой библиотеки, в ленту блога помещаются только самые актуальные, огромных массивов информации «на всякий случай» блог не содержит. Лента записей разворачивается как последовательность текстов. Авторы более или менее знакомы со своей аудиторией: просматривают комментарии читателей, могут заходить на страницы их блогов, видеть их профили и записи.
Аккаунт в социальной сети занимает примерно промежуточное положение между сайтом и блогом. Он также многомерен, как сайт: содержит множество вкладок с разными функциями - фотоальбомы, альбомы видео, страницы мероприятий и т.д. Но он направлен на пользователя, как блог: в нём есть обсуждения, возможность оставлять записи на стене и комментарии к ним. Содержание аккаунта в социальной сети создаётся в первую очередь для поддержания социальных связей и немного напоминает светскую болтовню. Сообщения в нём обычно кратки, часто неоригинальны, опираются на визуальные материалы и рассчитаны во многом на развлечение.
О чем говорить с пользователями в социальных сетях?

В исключительных случаях можно, конечно, и о себе. Но, если вы не Apple, о которой фанаты і-гаджетов готовы рассуждать бесконечно, то никто не захочет говорить о вас. Вы потеряете, а не приобретёте аудиторию в попытках заставить людей общаться о себе. Говорить с пользователями нужно о том, что им интересно (конечно, не в ущерб себе). Приведу пример. Если компания производит, например, детское питание, то, выложив полный ассортимент товаров в своём сообществе, конечно, она сможет спровоцировать несколько спонтанных покупок, а рассказы о компании, достоинствах их продукта и т.п. мало кто читает, и они быстро наскучат. В результате компания будет довольствоваться малым - случайными продажами. То же самое касается организаций, предлагающих услуги для детей, например, тех же детских библиотек. Чтобы этого не случилось, а сообщество принесло значительную пользу себе и вам, следует общаться с молодыми мамами на темы, которые им интересны. Скажем, о воспитании малышей и их здоровье! В результате у мамочек создастся прочная ассоциация с тем, что компании не безразлично здоровье и благополучие их детей, а значит, она не предложит ничего такого, что может принести вред их чадам. И когда мамочкам понадобится узнать что-то новое, они опять обратятся именно к вам. Для коммерческой компании это означает, что именно ею предлагаемое детское питание молодые мамочки будут покупать в магазине. А для детской библиотеки - именно сюда они придут за ответом на новые появившиеся у них вопросы.
Как начать свое продвижение в социальных медиа.

Ø Выберите форму площадок для работы в социальных медиа (блог, страница или группа в социальной сети и т.д.)
Ø Придумайте стиль, опишите основные принципы, создайте ключевые тексты, подберите аватары.
Ø Разработайте концепцию (примерный перечень тематических разделов для страницы, частота наполнения, использование аудио-видеоматериалов, примерный «редакционный план» на первые месяц-два работы).
Ø Подберите базовую информацию для наполнения страницы на первые две-три недели ее функционирования.
Ø Постарайтесь оптимально организовать работу (порядок создания «редакционного плана» и контента для наполнения площадок в социальных медиа, распределение обязанностей).
Ø Не забывайте, что контент в социальных медиа – это повод для беседы. Старайтесь создавать тексты, подразумевающие дискуссии в комментариях. Пишите ясно и просто, чтобы было легко разобраться неискушенному читателю. Разъясняйте все, что нужно и можно разъяснить и объяснить.

Наши американские коллеги (из Social Networking Librarians) советуют 10 вещей, которые можно поместить на страницу вашей библиотеки, к примеру, в Фейсбук:

1. Фото вашей библиотеки.
2. Видео о библиотеке или иное важное для библиотеки видео.
3. Календарь библиотечных событий.
4. Ленту rss feed на ваш библиотечный блог.
5. Контакты библиотеки.
6. Часы работы библиотеки.
7. Виджет - путеводитель по библиотеке.
8. Онлайн-опрос пользователей относительно услуг библиотеки.
9. Информацию о новых поступлениях в библиотеку.
10. Ссылки на популярные базы данных и другие электронные ресурсы библиотеки.


И запомните - если вас нет в социальных медиа, значит, там есть кто-то другой!
 С презентацией сопровождающей выступление можно познакомиться в разделе "Презентации"

Комментариев нет:

Отправить комментарий