Информационное взаимодействие между библиотекой и читателем.
Все мы уже давно живем в двух
пространствах - реальном и виртуальном. Они постоянно пересекаются, влияют на
нас и друг на друга. Этот процесс затронул и библиотеки. В профессиональном
сообществе много говорится о том, что им необходимо работать не только в
пределах своего города или района, но и во Всемирной сети. Пространство
Интернета велико, мы ограничимся лишь небольшой его частью - социальными
сетями. Попробуем понять, как именно в них может быть представлена библиотека.
Веб 2.0 (Web 2.0) – название современной
концепции развития Интернет, принципиальным отличием которой является
возможность создавать содержимое Интернета любому пользователю. Веб 2.0
позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваться
информацией, а также работать с массовыми публикациями (на основе
веб-приложений социальных сервисов).
Социальные
сервисы – современные средства,
сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти
групповые действия включают:
ü персональные
действия участников: записи мыслей; заметки и аннотирование чужих текстов,
размещение медийных файлов,
ü коммуникации
участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум).
Сегодня новый контент (контент -
содержание, наполнение) создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий
муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные
файлы. При этом общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого
обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью.
Сегодня развитие библиотеки все больше
связывают с концепцией «Библиотеки 2.0», которая подразумевает, в том числе,
новые методы и принципы взаимодействия с читателем в цифровую эпоху. Одним из
самых популярных и востребованных средств коммуникации являются социальные
сети. Для многих библиотекарей непонятно, что такое социальная сеть, даже если
они уже зарегистрировались на "Одноклассниках".
Что же привлекает массы пользователей
в социальные сети? Какие возможности получают их участники?
Общение в социальных сетях стало
привычкой для многих людей. Они ежедневно просматривают свою страницу.
Социальные сети помогают найти старых знакомых, организовывать встречи,
обмениваться сообщениями
и музыкальными файлами, знакомиться и даже находить работу.
Последние исследования доказывают популярность
социальных сетей. Самым "прикольным и крутым" ресурсом россияне
считают сервис микроблогов Twitter, самыми простыми в использовании —
"Одноклассники" и "Мой мир".
Поэтому библиотекам нужно обратить
внимание на то, как задействовать социальные сети. Сегодня многие организации
занимаются своим продвижением в сетях. По исследованию специалистов Harvard
Business Review Analytic Services, посвященному активности бизнеса в США, в
частности, выяснилось, что около двух третей из опрошенных организаций в той
или иной форме либо уже ведут активность в социальных сетях, либо планируют
начать ее в ближайшее время.
Социальную сеть применительно к библиотечному
делу можно рассматривать в двух аспектах:
ü как
пространство для традиционных библиотечных услуг;
ü как
инструмент для создания новых форм взаимодействия с пользователями.
Для примера сравним реализацию
библиотечного обслуживания на сайте библиотеки, в социальной сети и
библиотечном блоге. Если говорить о традиционной работе, то библиотека
предоставляет пользователю документы, библиографическую, фактографическую и
ориентирующую информацию. Пользователь же даёт библиотеке информацию о себе и
своих потребностях. То же самое происходит и в электронном пространстве, но в
разных его «сегментах» по-разному.
Библиотечный сайт
рассчитан на абстрактного, почти анонимного пользователя, которому в любой
момент может понадобиться любая информация - от хронологического охвата
карточного каталога до номера телефона читального зала. Сайт многомерен, так
как он содержит большой объём сведений: коллекции оцифрованных документов,
электронные каталоги, виртуальные выставки, новости, контактную информацию,
фото, иногда и видеоматериалы. Обратная связь и связь между пользователями на
сайте минимальны и ограничиваются электронным справочным обслуживанием,
возможностью отправить письмо с отзывом или предложением, реже - гостевой книгой,
форумом.
Библиотечный блог
часто персонализирован, сообщение в нём нередко бывает результатом наблюдений и
размышлений автора. Из сведений, связанных с работой библиотеки, в ленту блога
помещаются только самые актуальные, огромных массивов информации «на всякий
случай» блог не содержит. Лента записей разворачивается как последовательность
текстов. Авторы более или менее знакомы со своей аудиторией: просматривают
комментарии читателей, могут заходить на страницы их блогов, видеть их профили
и записи.
Аккаунт
в социальной сети занимает примерно промежуточное
положение между сайтом и блогом. Он также многомерен, как сайт: содержит множество
вкладок с разными функциями - фотоальбомы, альбомы видео, страницы мероприятий
и т.д. Но он направлен на пользователя, как блог: в нём есть обсуждения,
возможность оставлять записи на стене и комментарии к ним. Содержание аккаунта
в социальной сети создаётся в первую очередь для поддержания социальных связей
и немного напоминает светскую болтовню. Сообщения в нём обычно кратки, часто
неоригинальны, опираются на визуальные материалы и рассчитаны во многом на
развлечение.
О
чем говорить с пользователями в социальных сетях?
В
исключительных случаях можно, конечно, и о себе. Но, если вы не Apple, о
которой фанаты і-гаджетов готовы рассуждать бесконечно, то никто не захочет
говорить о вас. Вы потеряете, а не приобретёте аудиторию в попытках заставить
людей общаться о себе. Говорить с пользователями нужно о том, что им интересно
(конечно, не в ущерб себе). Приведу пример. Если компания производит, например,
детское питание, то, выложив полный ассортимент товаров в своём сообществе,
конечно, она сможет спровоцировать несколько спонтанных покупок, а рассказы о
компании, достоинствах их продукта и т.п. мало кто читает, и они быстро
наскучат. В результате компания будет довольствоваться малым - случайными
продажами. То же самое касается организаций, предлагающих услуги для детей, например,
тех же детских библиотек. Чтобы этого не случилось, а сообщество принесло
значительную пользу себе и вам, следует общаться с молодыми мамами на темы,
которые им интересны. Скажем, о воспитании малышей и их здоровье! В результате
у мамочек создастся прочная ассоциация с тем, что компании не безразлично
здоровье и благополучие их детей, а значит, она не предложит ничего такого, что
может принести вред их чадам. И когда мамочкам понадобится узнать что-то новое,
они опять обратятся именно к вам. Для коммерческой компании это означает, что
именно ею предлагаемое детское питание молодые мамочки будут покупать в
магазине. А для детской библиотеки - именно сюда они придут за ответом на новые
появившиеся у них вопросы.
Как
начать свое продвижение в социальных медиа.
Ø Выберите
форму площадок для работы в социальных медиа (блог, страница или группа в
социальной сети и т.д.)
Ø Придумайте
стиль, опишите основные принципы, создайте ключевые тексты, подберите аватары.
Ø Разработайте
концепцию (примерный перечень тематических разделов для страницы, частота
наполнения, использование аудио-видеоматериалов, примерный «редакционный план»
на первые месяц-два работы).
Ø Подберите
базовую информацию для наполнения страницы на первые две-три недели ее
функционирования.
Ø Постарайтесь
оптимально организовать работу (порядок создания «редакционного плана» и
контента для наполнения площадок в социальных медиа, распределение
обязанностей).
Ø Не
забывайте, что контент в социальных медиа – это повод для беседы. Старайтесь
создавать тексты, подразумевающие дискуссии в комментариях. Пишите ясно и
просто, чтобы было легко разобраться неискушенному читателю. Разъясняйте все,
что нужно и можно разъяснить и объяснить.
Наши
американские коллеги (из Social Networking Librarians) советуют 10 вещей, которые можно поместить на
страницу вашей библиотеки, к примеру,
в Фейсбук:
1.
Фото вашей библиотеки.
2.
Видео о библиотеке или иное важное для библиотеки видео.
3.
Календарь библиотечных событий.
4.
Ленту rss feed на ваш библиотечный блог.
5.
Контакты библиотеки.
6.
Часы работы библиотеки.
7.
Виджет - путеводитель по библиотеке.
8.
Онлайн-опрос пользователей относительно услуг библиотеки.
9.
Информацию о новых поступлениях в библиотеку.
10.
Ссылки на популярные базы данных и другие электронные ресурсы библиотеки.
И
запомните - если вас нет в социальных медиа, значит, там есть кто-то другой!
С презентацией сопровождающей выступление можно познакомиться в разделе "Презентации"
Комментариев нет:
Отправить комментарий